Урок русского языка во 2 классе, посвящённый Дню матери

 

«Спасибо, тебе, родная!»

Алисова Валентина Евгеньевна,

учитель начальных классов

Цели урока: закрепление знаний об обозначении мягкости согласных на письме;

развитие орфографической зоркости;

обучение звукобуквенному анализу слов;

обучение умению выделять грамматическую основу предложения;

развитие речи школьников;

воспитание уважительного отношения к женщине-матери.

Оборудование: плакаты: «Правильно сиди при письме!», «Алфавит»; образцы письменных букв «Мм» ; «Дидактический материал по русскому языку, 2 класс» (Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина); магнитная доска, буквы на «лепестках», магнитофон, кассета, рисунки учащихся; у каждого школьника оформленный для работы лист, подарок для мамы.

 

(На урок приглашены мамы учащихся)

I . Организация учащихся.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

(С. Маршак, «Школьнику на память»)

Итак, ребята, начинаем урок русского языка, на который мы пригласили наших мам. Пусть мамы посмотрят, что умеют и знают их дети.

II . Повторение правил письма.

Сядьте прямо, ноги поставьте на пол, положите с наклоном тетрадь, правильно возьмите ручку.

III . Подготовка рук к письму.

(Пальчиковая гимнастика)

1, 2, 3, 4 (хлопки) , кто живёт в моей квартире?

1, 2, 3, 4, 5 (постучать кулачками) , всех могу пересчитать.

(поочерёдное поглаживание всех пальцев)

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья!

IV . Чистописание.

а) Запись даты в тетрадь.

- Угадайте, о какой букве идёт речь?

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты и я – это мы!»

А между тем получилась буква «Мм» .

- Какие звуки обозначает буква «М» ?

Итак, мы повторим написание заглавной и строчной букв «Мм» (показ письменных образцов) .

б) Запись на доске:

Мм Мм Мм

М о сква мама мир

О дна у ч еловека мат ь , о дна у него Р од и на.

- Прочитайте слова второй строчки. Почему слово «М о сква» написано с заглавной буквы?

- Какую орфограмму в этом слове запоминаем?

- А какое слово на сегодняшнем уроке главное? Подчеркните его.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

- Почему слово «Родина» написано с заглавной буквы?

- Спишите предложение, подчеркните орфограммы в словах.

Молодцы, ребята! За активную и хорошую работу на уроке вы будете получать цветные буквы. Букву «М» мы помещаем на магнитную доску.

V . Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять изученные правила. Прочитайте тему урока на доске ( «Спасибо, тебе, родная!» ) .

Мама… Как прекрасно это слово! Всё на земле от материнских рук. Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира – от матерей!..»

VI . Поздравление мам.

(выступление учащихся)

Литературно-музыкальная композиция «Спасибо, мамы!»

1. Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

2. Бывает, что мы и не слушаем мам,

А мамы нас учат хорошим делам.

•  А мамы нас учат, как добрыми быть,

Как Родину нашу беречь и любить.

•  мамы всё могут, мамы помогут,

Мамы умеют всё понимать.

•  Раз у них праздник – то и у нас праздник,

Будем же наших мам поздравлять!

•  Мне мама приносит игрушки, конфеты,

Но маму люблю я совсем не за это.

•  Весёлые песни она напевает,

Нам скучно вдвоём никогда не бывает.

•  Я ей открываю свои все секреты,

Но маму люблю не только за это.

•  Люблю свою маму, скажу я вам прямо,

Ну просто за то, что она – моя мама!

•  Мамина улыбка вносит счастье в дом,

Мамина улыбка нужна везде, во всём.

(Школьники исполняют хором песню о маме

«Самая хорошая», слова О. Фадеевой, музыка В. Иванникова)

Я думаю, нашим мама понравилось выступление ребят и теперь мы продолжим наш урок.

VII . Работа по учебнику «Дидактический материал по русскому языку. 2 класс».

1) Выполнение упражнения №396, стр. 120.

Прочитайте текст (сначала про себя, затем 1 ученик читает вслух).

«Мама! Самое прекрасное слово на земле. Мама – первое слово, которое произносит человек. Это нежное слово одинаково звучит нежно на многих языках мира. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь».

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- Что интересного и нового вы узнали из этого текста?

- Спишите 2 последних предложения.

- Подчеркните мягкие согласные в словах.

- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?

(У мамы самое в ерное и ч уткое с ердце. В н ём н икогда не гас н ет л юбовь.)

 

2)Звуко-буквенный разбор слова «любовь».

(учитель – на доске, дети – в тетрадях)

Лю-бoвь (2 слога, 6 букв, 5 звуков)

л – [л'] – согласная;

ю – [у] – гласная;

б – [б] – согласная;

о – [о] – гласная;

в – [ф'] – согласная;

ь – [ ] – звука не обозначает

6 букв, 5 звуков.

VIII . Вежливая физкультминутка.

•  Растает ледяная глыба

От слова тёплого (…) спасибо.

•  Зазеленеет старый пень,

Когда услышишь (…) добрый день.

•  Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (…) спасибо.

•  Когда бранят за шалости,

То говорим: «Простите нас, … (пожалуйста)!».

•  И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят: «… (До свидания)!».

IX . Словарно-орфографическая работа.

Слова: мама, мать – одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов.

Мама следит за нашей жизненной дорогой.

Материнская любовь греет нас до глубокой старости.

- Прочитайте ряд слов на доске:

мат ь, мам а, мам очка , мат ушка, мат еринское (сердце), мат еринская (забота)

- Что вы заметили? (Это родственные слова).

- Спишите, подчеркните общую, одинаковую часть.

•  Ребята, а как вы называете свою маму?

X . Физкультминутка.

Встаньте все и выслушайте стоя,

Сохранённое во всей красе,

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо.

В нём исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!

- А теперь, ребята, повернитесь лицом к своим мамам и низко им поклонитесь.

- (ребята, хором) : Спасибо, мамы!

XI . Чтение стихотворения-загадки.

- Угадайте, о ком эти стихи?

•  Кто дом поутру прибирает?

Разводит большой самовар,

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

•  Чьи волосы снега белее,

И руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи? (бабушка)

- Вот следующий этап урока мы посвящаем нашим бабушкам.

XII . Предупредительный диктант.

(Текст записан на доске)

Бабушка и внуки.

У Д имы и Я ш и была бабушка. Бабу ш ка купила внукам азбуку. Дети рады.

- Прочитайте текст. Сколько в тексте предложений?

- Как на письме показываем начало, конец предложения?

- Объясните подчёркнутые орфограммы.

- Прочитайте текст ещё раз.

(Текст закрывается и учащиеся пишут под диктовку,

после записи текст проверяется ещё раз)

Задания: Подчеркните грамматическую основу второго предложения.

Устно поставьте вопрос к второстепенным членам предложения.

- Молодцы, ребята! Я думаю вы порадовали своих бабушек.

XIII . Подведение итогов урока.

- А теперь прочитайте, какое слово вы собрали на лепестках? (МОЛОДЦЫ)

- А на что похожи эти лепестки? (На радугу)

Я думаю, что вы сегодня порадовали мам, как радуга на небосклоне после летнего дождя.

XIV . Задание на дом.

Дома напишите небольшое сочинение на тему «Моя мама».

XV . Заключительное слово учителя.

Уважаемые мамы!

Хочется от всего сердца пожелать:

Пусть день твой будет солнечным, прекрасным,

И розами пусть будет устлан путь.

И каждый вечер звёздным, чистым, ясным,

О, женщина, всегда счастливой будь!

(исполняется песня А. Островского и Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце»,

вручение подарков мамам)

Используемая литература:

•  Материалы из сценария праздника С. Пашковой, заведующей библиотекой школы №11 г. Тамбова.

•  Л.И. Тикунова, В.Т. Канакина Сборник диктантов и творческих работ. – М.: Просвещение, 1992.

•  Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина Дидактический материал по русскому языку. « класс. – М.: Просещение, 1991.

1111

adm

edu

doal

 

 

fipi

gosuslugi small


lstu120x90