Урок русского языка во 2 классе, посвящённый Дню матери
«Спасибо, тебе, родная!»
Алисова Валентина Евгеньевна,
учитель начальных классов
Цели урока: закрепление знаний об обозначении мягкости согласных на письме;
развитие орфографической зоркости;
обучение звукобуквенному анализу слов;
обучение умению выделять грамматическую основу предложения;
развитие речи школьников;
воспитание уважительного отношения к женщине-матери.
Оборудование: плакаты: «Правильно сиди при письме!», «Алфавит»; образцы письменных букв «Мм» ; «Дидактический материал по русскому языку, 2 класс» (Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина); магнитная доска, буквы на «лепестках», магнитофон, кассета, рисунки учащихся; у каждого школьника оформленный для работы лист, подарок для мамы.
(На урок приглашены мамы учащихся)
I . Организация учащихся.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
(С. Маршак, «Школьнику на память»)
Итак, ребята, начинаем урок русского языка, на который мы пригласили наших мам. Пусть мамы посмотрят, что умеют и знают их дети.
II . Повторение правил письма.
Сядьте прямо, ноги поставьте на пол, положите с наклоном тетрадь, правильно возьмите ручку.
III . Подготовка рук к письму.
(Пальчиковая гимнастика)
1, 2, 3, 4 (хлопки) , кто живёт в моей квартире?
1, 2, 3, 4, 5 (постучать кулачками) , всех могу пересчитать.
(поочерёдное поглаживание всех пальцев)
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
IV . Чистописание.
а) Запись даты в тетрадь.
- Угадайте, о какой букве идёт речь?
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты и я – это мы!»
А между тем получилась буква «Мм» .
- Какие звуки обозначает буква «М» ?
Итак, мы повторим написание заглавной и строчной букв «Мм» (показ письменных образцов) .
б) Запись на доске:
Мм Мм Мм
М о сква мама мир
О дна у ч еловека мат ь , о дна у него Р од и на.
- Прочитайте слова второй строчки. Почему слово «М о сква» написано с заглавной буквы?
- Какую орфограмму в этом слове запоминаем?
- А какое слово на сегодняшнем уроке главное? Подчеркните его.
- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
- Почему слово «Родина» написано с заглавной буквы?
- Спишите предложение, подчеркните орфограммы в словах.
Молодцы, ребята! За активную и хорошую работу на уроке вы будете получать цветные буквы. Букву «М» мы помещаем на магнитную доску.
V . Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня на уроке мы будем повторять изученные правила. Прочитайте тему урока на доске ( «Спасибо, тебе, родная!» ) .
Мама… Как прекрасно это слово! Всё на земле от материнских рук. Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира – от матерей!..»
VI . Поздравление мам.
(выступление учащихся)
Литературно-музыкальная композиция «Спасибо, мамы!»
1. Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
2. Бывает, что мы и не слушаем мам,
А мамы нас учат хорошим делам.
• А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить.
• мамы всё могут, мамы помогут,
Мамы умеют всё понимать.
• Раз у них праздник – то и у нас праздник,
Будем же наших мам поздравлять!
• Мне мама приносит игрушки, конфеты,
Но маму люблю я совсем не за это.
• Весёлые песни она напевает,
Нам скучно вдвоём никогда не бывает.
• Я ей открываю свои все секреты,
Но маму люблю не только за это.
• Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну просто за то, что она – моя мама!
• Мамина улыбка вносит счастье в дом,
Мамина улыбка нужна везде, во всём.
(Школьники исполняют хором песню о маме
«Самая хорошая», слова О. Фадеевой, музыка В. Иванникова)
Я думаю, нашим мама понравилось выступление ребят и теперь мы продолжим наш урок.
VII . Работа по учебнику «Дидактический материал по русскому языку. 2 класс».
1) Выполнение упражнения №396, стр. 120.
Прочитайте текст (сначала про себя, затем 1 ученик читает вслух).
«Мама! Самое прекрасное слово на земле. Мама – первое слово, которое произносит человек. Это нежное слово одинаково звучит нежно на многих языках мира. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь».
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Что интересного и нового вы узнали из этого текста?
- Спишите 2 последних предложения.
- Подчеркните мягкие согласные в словах.
- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
(У мамы самое в ерное и ч уткое с ердце. В н ём н икогда не гас н ет л юбовь.)
2)Звуко-буквенный разбор слова «любовь».
(учитель – на доске, дети – в тетрадях)
Лю-бoвь (2 слога, 6 букв, 5 звуков)
л – [л'] – согласная;
ю – [у] – гласная;
б – [б] – согласная;
о – [о] – гласная;
в – [ф'] – согласная;
ь – [ ] – звука не обозначает
6 букв, 5 звуков.
VIII . Вежливая физкультминутка.
• Растает ледяная глыба
От слова тёплого (…) спасибо.
• Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь (…) добрый день.
• Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (…) спасибо.
• Когда бранят за шалости,
То говорим: «Простите нас, … (пожалуйста)!».
• И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: «… (До свидания)!».
IX . Словарно-орфографическая работа.
Слова: мама, мать – одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках разных народов.
Мама следит за нашей жизненной дорогой.
Материнская любовь греет нас до глубокой старости.
- Прочитайте ряд слов на доске:
мат ь, мам а, мам очка , мат ушка, мат еринское (сердце), мат еринская (забота)
- Что вы заметили? (Это родственные слова).
- Спишите, подчеркните общую, одинаковую часть.
• Ребята, а как вы называете свою маму?
X . Физкультминутка.
Встаньте все и выслушайте стоя,
Сохранённое во всей красе,
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: мама!
- А теперь, ребята, повернитесь лицом к своим мамам и низко им поклонитесь.
- (ребята, хором) : Спасибо, мамы!
XI . Чтение стихотворения-загадки.
- Угадайте, о ком эти стихи?
• Кто дом поутру прибирает?
Разводит большой самовар,
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар?
• Чьи волосы снега белее,
И руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочиняю стихи? (бабушка)
- Вот следующий этап урока мы посвящаем нашим бабушкам.
XII . Предупредительный диктант.
(Текст записан на доске)
Бабушка и внуки.
У Д имы и Я ш и была бабушка. Бабу ш ка купила внукам азбуку. Дети рады.
- Прочитайте текст. Сколько в тексте предложений?
- Как на письме показываем начало, конец предложения?
- Объясните подчёркнутые орфограммы.
- Прочитайте текст ещё раз.
(Текст закрывается и учащиеся пишут под диктовку,
после записи текст проверяется ещё раз)
Задания: Подчеркните грамматическую основу второго предложения.
Устно поставьте вопрос к второстепенным членам предложения.
- Молодцы, ребята! Я думаю вы порадовали своих бабушек.
XIII . Подведение итогов урока.
- А теперь прочитайте, какое слово вы собрали на лепестках? (МОЛОДЦЫ)
- А на что похожи эти лепестки? (На радугу)
Я думаю, что вы сегодня порадовали мам, как радуга на небосклоне после летнего дождя.
XIV . Задание на дом.
Дома напишите небольшое сочинение на тему «Моя мама».
XV . Заключительное слово учителя.
Уважаемые мамы!
Хочется от всего сердца пожелать:
Пусть день твой будет солнечным, прекрасным,
И розами пусть будет устлан путь.
И каждый вечер звёздным, чистым, ясным,
О, женщина, всегда счастливой будь!
(исполняется песня А. Островского и Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце»,
вручение подарков мамам)
Используемая литература:
• Материалы из сценария праздника С. Пашковой, заведующей библиотекой школы №11 г. Тамбова.
• Л.И. Тикунова, В.Т. Канакина Сборник диктантов и творческих работ. – М.: Просвещение, 1992.
• Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина Дидактический материал по русскому языку. « класс. – М.: Просещение, 1991.